Поиск:   
Полные произведения | Сочинения | ЕГЭ 2011 | Биографии Авторов | Краткие изложения | ГДЗ | Английский | Рефераты | Интересные статьи | Контакты
Поддержите ресурс, разместив нашу кнопку на своем сайте
получить код >>
  Реклама:

Биография — Киреевский Иван Васильевич.

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (22.03.1806-11.06.1856), один из виднейших представителей славянофильства.

БИОГРАФИЯ, Киреевский Иван ВасильевичРодился в дворянской семье. Отец Киреевского был близок к масонским кругам XVIII в.; мать — глубоко религиозная женщина, под влиянием своего родственника — поэта Жуковского, была горячей поклонницей немецкого романтизма. Его отчим, Елагин, являлся почитателем Канта и Шеллинга. К двенадцати годам Киреевский знал в совершенстве немецкий язык, изучал древние языки. С 1822 года слушал лекции в Московском университете, в частности, по философии Шеллинга.

С 1824 года Киреевский служил в архиве Министерства иностранных дел, где встретил ряд талантливых молодых людей, вместе с которыми основал философский кружок — “Общество любомудров”. В 1831 году Киреевский предпринимает поездку в Германию, слушает лекции Гегеля (с которым знакомится лично), Шлейермахера в Берлине, потом едет к Шеллингу в Мюнхен. По возвращении в Россию издавал журнал “Европеец” (1832), запрещенный на втором номере. Переходит от западничества к славянофильству. Существенным моментом в этом переходе служило обращение внимания со стороны жены на то, что идеи Шеллинга “давно ей известны — из творений свв. Отцов”. И постепенно, как отмечает В. В. Зеньковский, Киреевский стал читать творения свв. Отцов, а затем у него завязались близкие отношения с духовными лицами.

Особое значение имела близость имения Киреевского к Оптиной пустыни. “Киреевский в каком-то смысле ближе к Церкви, чем Хомяков, — он находился в постоянном общении с церковными людьми, особенно со старцами Оптиной пустыни. И если у Хомякова центральным понятием (не только в богословии, но и философии) является понятие Церкви, то для мысли Киреевского таким центральным понятием является понятие духовной жизни. Отсюда исходил Киреевский в своих философских размышлениях; в известном смысле, его главные построения базировались именно на понятии “духовного опыта” (В. Зеньковский “История русской философии”). В работах к. 1830—50-х Киреевский развил философскую и социологическую систему, явившуюся теоретической основой славянофильства. Согласно Киреевскому, существуют две формы познания — отвлеченно-рациональная (свойственная западноевропейскому миру) и полная, “живая”, включающая в себя, кроме рационального, также этический, эстетический и др. моменты. Совокупность моментов этого “живого знания” подчинена высшему познавательному акту — религиозной вере. Эта форма познания в истинном и чистом виде свойственна православно-славянскому миру. Жизнь человека, группы наций основана на религии, которая определяет тип образованности и весь характер общества. Гибель западной цивилизации, пораженной язвой рационализма, неизбежна; ее может спасти только восприятие православно-славянской цивилизации, наиболее полно раскрывающейся в духе русского народа. Славянофильские идеи Киреевского тесно связаны с его учением о личности и с его антропологией (учением о духовной сфере как “внутреннем ядре” в человеке).

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806 - 1856), прозаик, критик, публицист, философ.

Родился 22 марта (3 апреля н.с.) в Москве в старинной дворянской семье. Получил отличное домашнее образование, вырос среди талантливых, увлекающихся литературой, философией и искусством людей.

В 1824 поступил на службу в Московский архив иностранной коллегии и вступил в Общество любомудров, которое вскоре было распущено после поражения декабристов. Киреевский оставляет службу, решив посвятить себя общественному служению: "...содействовать просвещению народа не есть ли величайшее благодеяние, которое можно ему сделать?", - пишет он своему единомышленнику.

В 1828 в "Московском вестнике" появляется его статья "Нечто о характере поэзии Пушкина", в которой Киреевский первым обращает внимание на народность и самобытность пушкинской поэтической музы. В статье "Обозрение русской словесности за 1829 год" указывает на значение для русской литературы деятельности Н.Новикова, имя которого в то время находилось под запретом. В 1830 едет в Германию, встречается с Шеллингом и Гегелем, слушает лекции Л.Окена и Ф.Шлейермахера, Риттера и Шорна. Вернувшись в Россию в 1832, предпринимает издание журнала "Европеец", призванного связать русскую культуру с европейской. Эту идею поддержали лучшие русские литераторы, в частности сам А.Пушкин. Однако уже после второго номера журнал был запрещен, поводом к чему послужили статьи Киреевского "„Горе от ума" - в Московском театре" и "XIX век". Автор был объявлен неблагонадежным, и от ссылки его спасло только заступничество Жуковского.

В 1839 начинается второй период его деятельности, связанный со становлением и развитием славянофильства. Принял участие в дискуссии между славянофилами и западниками, осуждая крайние позиции К.Аксакова и А.Хомякова (статья "В ответ А.С.Хомякову"). В эти годы Киреевский пробует силы в прозе (рассказ "Царицынская ночь", роман "Две жизни", повесть "Остров").

В 1845 становится неофициальным редактором журнала "Москвитянин", издававшегося М.Погодиным, но из-за разногласий с ним выпустил только три номера. Продолжая разрабатывать проблему национальной самобытности русской культуры, публикует в славянофильском "Московском сборнике" статью "О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России" (185/).

В "Русской беседе" (1856) была напечатана последняя статья Киреевского "О необходимости и возможности новых начал для философии". Н.Чернышевский в 1860-е сказал о Киреевском, что в нем "...была жажда истины, он пробуждал в других деятельность мысли. Потому он был полезен и нужен у нас".

Умер И.Киреевский 11 июня (23-го н.с.) 1856 в Петербурге.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Киреевский Иван Васильевич (1806, Москва-1856, Петербург) - славянофил.

Происходил из старинного дворянского рода. Детство К. прошло в родовом имении Долбино Калужской губ. В.А.Жуковский, к-рому мать К. приходилась племянницей, оказал на мальчика огромное влияние. К. получил прекрасное домашнее образование. В 1822 семья переехала в Москву, где К. вместе с братом Петром Киреевским брал уроки у профессоров Моск. ун-та. В 1824 поступил на службу в архив Иностранной коллегии и вошел в "Общество любомудрия", где цвет тогдашней моек. молодежи занимался изучением философии и политэкономии. Был знаком сА. С. Пушкиным, Н.В. Гоголем, М.П. Погодиным, Е.А. Баратынским и др. выдающимися современниками; в 1829 выступил как самостоятельный и яркий лит. критик, охарактеризовав развитие рус. лит-ры и высоко оценив Пушкина. В 1830 посетил Германию, будучи "окружен первоклассными умами Европы", слушал лекции и беседовал с Гегелем, Шеллингом. В 1832 К. издавал журн. "Европеец", сумев привлечь к сотрудничеству лучших литераторов, но на третьей книжке издание было запрещено, т.к. Николай! в лит. критике усмотрел пропаганду рев. и конституционных идей, и только заступничество В.А. Жуковского спасло К. от ареста и ссылки. Впоследствии попытки К. получить кафедру философии в Моск. ун-те или вернуться к лит. деятельности были неудачными. Сблизившись со старцами Оптиной пустыни, занимаясь религиозно-философскими поисками, К. пришел к славянофильству, став одним из лидеров этого направления общественной мысли. К. полагал, что логическая рассудочность и практицизм привели европейскую цивилизацию к бездуховности, выразившейся в рев. переворотах и рационалистической философии. Считая религию главной силой общественного прогресса, он полагал, что Россия и славянство сумели сохранить патриархальность и религиозность, несмотря на реформы Петра 1, привившего народу западные формы жизни. Задача России, по мнению К., заключалась в возвращении к самобытности, "к цельности бытия", к-рое сможет дать знание творений восточных отцов церкви и православие, что, в свою очередь, позволит переосмыслить достижения Запада и постичь истину.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Манн Ю. Путь Киреевского // Русская философская эстетика. М.; 1969.

Зеньковский В. История русской философии

Гиренок Ф.И. Пато-логия русского ума (Картография дословности), Москва, 1998, глава 1.4.

Ильин Н.П. Трагедия русской философии. Часть I. От личины к лицу. С.Пб., 2003.

BodyClick.net - тизерная партнерка
Самые читаемые авторы:
Классическая литература

Рейтинг автора: [ текущий: 60.7 из 55 ]
Блок Александр Александрович

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Рейтинг автора: [ текущий: 59.1 из 55 ]
Чехов Антон Павлович

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904) 

Рейтинг автора: [ текущий: 57.2 из 55 ]
Некрасов Николай Алексеевич

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Рейтинг автора: [ текущий: 56.8 из 55 ]
Пушкин Александр Сергеевич

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Рейтинг автора: [ текущий: 56.6 из 55 ]
Толстой Лев Николаевич

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)


Rambler's Top100
Copyright © ZeynWeb
Все материалы представлены исключительно для ознакомления. Ни создатели сайта, ни хостинг-провайдер, ни кто-либо еще не несут никакой ответственности за собранные здесь материалы. Все авторские права принадлежат их владельцам. Если владелец авторских прав не желает, чтобы его произведения были доступны через наш сайт, ему достаточно сообщить нам об этом.