Поиск:   
Полные произведения | Сочинения | ЕГЭ 2011 | Биографии Авторов | Краткие изложения | ГДЗ | Английский | Рефераты | Интересные статьи | Контакты
Поддержите ресурс, разместив нашу кнопку на своем сайте
получить код >>
  Реклама:

Биография — Прокопьева Зоя Егоровна.

Прокопьева Зоя Егоровна [с. Белозерское Белозерского района Курганской области 15.11.1936] - прозаик.

Родители П. - русские, мать - крестьянка, отец - кузнец. Детство будущей писательницы было полусиротским - с 1938 года семья жила без кормильца. Особенно трудно пришлось в годы войны - реалии этого времени отчасти вошли в повесть «Звереныш», где в судьбе главной героини - Лидки - угадываются подробности биографии самого автора. «Соседи все чаще приходили к Лидкиной матери, кричали: - …Это опять, наверно, твой звереныш по огородам шарит?» И дальше: «А Лидка всего только раз, перед концом войны, когда была закрыта на ремонт библиотека, украла стопку книг. …Зацапала все книжечки, что лежали на окне. Да и в тех после, перечитав дважды «Войну и мир», «Воскресение», «Мои университеты», подклеила все странички да и подкинула их на крыльцо к приходу библиотекарши».

В 1949 году П. переезжает в Челябинск. О том, какой она тогда была, можно узнать из повести «Такая длинная ночь», где так же ясно звучат автобиографические мотивы: «Она сидела на фанерном чемоданишке, притулившись спиной к теплому, залатанному старыми дощечками боку кривой сараюшки. На девчонке были белые спортивные тапочки, натертые зубным порошком, и застиранное зеленое платьице с букетом тряпичных цветов у ворота».

«Университетами» для П. вскоре стал Челябинский металлургический комбинат - в 15 лет ее приняли на сюда рассыльной, а всего на ЧМЗ она проработала 18 лет - старшим табельщиком, бригадиром производства на строительстве и ремонте мартеновской печи, художником-оформителем. Среднее образование П. получала в «вечерке» - школе рабочей молодежи. А образование творческое - в литобъединении «Металлург», которое действовало при ЧМЗ, и откуда в советское время вышло почти 20 членов СП России.

Первые произведения П. были опубликованы в 1968-м году в сборнике «Первый рассказ» (Челябинск), и в целом были благожелательно встречены местной критикой, поскольку не выходили из привычных (и ожидаемых) рамок «рабочей темы». Позднее, анализируя эти и более поздние произведения, вошедшие в книгу «Розовая птица», критик О. Кожухова писала: «П. повествует преимущественно о рабочем классе… Но чаще всего это взгляд на человека как бы изнутри. Исходная точка отсчета в отношении к героям - сильное человеческое чувство, любовь к ребенку, к природе». В конце 60-х - начале 70-х П. активно печатается в журнале «Урал», местных сборниках и альманахах, а в 1971 году вышла первая книга писательницы - сборник рассказов «Лиюшка». Критик Б. Маршалов в отклике на книгу отмечал, что «быт, природа, завод, деревня - все это писательница знает, любит и умеет изобразить». Добавим, что у П. было знание и еще одной стихии - водной: «…Так они и плыли: то мимо темного берега, то мимо мелких каменистых островков, поросших пихтами, березами и соснами, исчахлыми на ветру, а то ехали узкими камышистыми протоками и мягко лоснящимися заводями» («Такая длинная ночь»). Эти пейзажи - не только результат «созерцания», но и активного действия: любимыми увлечениями П. в эти годы становятся охота, рыбалка, парусный спорт. В 1958-68 гг. она - яхтенный капитан 1-го класса по дальним плаваниям, обладательница 1-го спортивно-гоночного разряда.

В 1973 году П. вступает в Союз писателей России и получает направление на Высшие литературные курсы, которые заканчивает в 1975 году. В предисловии к вышедшему в столице сборнику прозы «Белая мель» поэт В. Цыбин отмечал, что «П. обладает самобытным почерком и манерой видения жизни. Главные достоинства ее произведений - это психологизм, умелая передача духовного состояния героев, их переживаний, раздумий, ощущений; их сочный, в меру насыщенный уральским говором, язык, это точная и пластичная «деталировка».

Вернувшись на родину после ВЛК, П. возглавляет Бюро пропаганды художественной литературы Челябинской областной писательской организации, деятельность которого распространялась на три области Южного Урала: Челябинскую, Курганскую и Оренбургскую. У нее выходят сборники прозы - в Челябинске и в Москве, которые, в основном, развивают «биографическую» и «рабочую» темы. Книги встречают разноречивые оценки - некоторые критики указывают на увлеченность «палубными романами» (Шапошников В.), другие, напротив, отмечают «строгую доброту» героев П. (Павлов Б.). Но не «критические наставления», а логика развития таланта писательницы, становятся причинами тематических изменений в творчестве П. Фактически работа в малых и средних жанрах были только «пробой сил» перед главным замыслом, который был воплощен в одном из лучших романов советской эпохи - «Своим чередом».

Первый вариант романа был создан в 1977 году, в тайге, при керосиновой лампе, за два зимних месяца. Впоследствии П. неоднократно переделывала роман, в том числе и по требованию цензуры, но в результате рукопись кочевала 8 лет по столичным издательствам («Современник», «Советский писатель») и журналам («Наш современник», «Роман-газета») и была опубликована лишь в Челябинске. Ни первое, ни второе издание, угодившее на годы «перестройки» и «гласности», большой столичной критики не получили. Лишь Т. Набатникова выступила с несколькими статьями, в которых сразу отметила своеобразие этого произведения: «Роман «Своим чередом» стоит особняком не только среди книг П., но и в текущей литературе этого жанра… Писательница успешно преодолела привычный канон - вместо традиционного патетического героизма мы встречаем здесь героизм трагический. Многие победы в этом романе хочется не столько отпраздновать, сколько оплакать» (Задумываясь над прошлым. с. 9).

Что же это за победы? Роман - эпическое полотно, повествующее о раскулачивании, индустриализации, предвоенных репрессиях и тыловой жизни в большом промышленном городе в годы великого военного противостояния. В центре повествования кузнец, а впоследствии инженер, организатор производства Нил Краюхин и его «народ» - мужики, бабы, дети из сел Истошное, Хитрово, Глинуши - всего 310 человек. Сначала они оказались в тайге, куда их вывезли валить лес - без жилья, продовольствия, инструмента, а потом «народец» перебросили на строительство тракторного Гиганта - на голое, в буквальном смысле, месте. Т. Набатникова ставит в упрек П. «переизбыток драматизма, когда автор заставляет героев очень уж помногу страдать от любви, или от тоски по ушедшим» (Там же.). Действительно, если сравнивать «Своим чередом» с «Вечным зовом» А. Иванова или «Строговыми» Г. Маркова, мы отметим в романе не только отсутствие какой бы то ни было «лакировки», но и совершенно иную «точку видения», на которую становится автор. «Переизбыток драматизма» в данном случае не более, чем художественная правда о правде исторической. В целом же роман, если его сравнивать с «Котлованом» А. Платонова, напротив, можно назвать жизнеутверждающим и жизнепобеждающим. Сила жизни, соединенная с силой любви и силой рода, народа (в романе есть историческая параллель с далеким «скифским» прошлым), умноженная на силу веры (в атеистическое советское время П. создала замечательный образ священника, отца Сидора) способна воистину творить чудеса. Роман трудно назвать реалистическим произведением - в нем причудливо переплелись и традиции бажовских сказов (и русских сказок вообще), и элементы «индустриального романа», и мотивы, присущие прозе «деревенщиков». Но при такой разноплановости и широте «Своим чередом», тем не менее, оставляет ощущение цельности. Не случайно, что к этому произведению всё чаще и чаще обращаются современные прозаики (см. Сычева Л. Какие русские нужны России? стр. 14).

В последние годы П., по ее собственному признанию, «наблюдает за процессом выживания русского народа». Собранный материал для романа о Николае Вавилове пока тоже остался невоплощенным - силы П. тоже уходят на выживание - сбор грибов, выращивание редких лекарственных растений. Как ни странно, но своей судьбой она отчасти повторила судьбы героев своего главного романа: «Иногда ему станет казаться, что он не живет, а как будто плывет всё одиноче и одиноче по реке времени… А жизнь между тем, то размашистая, то унылая, пойдет своим чередом» (стр. 509).

BodyClick.net - тизерная партнерка
Самые читаемые авторы:
Классическая литература

Рейтинг автора: [ текущий: 60.8 из 55 ]
Блок Александр Александрович

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Рейтинг автора: [ текущий: 59.2 из 55 ]
Чехов Антон Павлович

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904) 

Рейтинг автора: [ текущий: 57.3 из 55 ]
Некрасов Николай Алексеевич

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Рейтинг автора: [ текущий: 57 из 55 ]
Пушкин Александр Сергеевич

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Рейтинг автора: [ текущий: 56.7 из 55 ]
Толстой Лев Николаевич

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)


Rambler's Top100
Copyright © ZeynWeb
Все материалы представлены исключительно для ознакомления. Ни создатели сайта, ни хостинг-провайдер, ни кто-либо еще не несут никакой ответственности за собранные здесь материалы. Все авторские права принадлежат их владельцам. Если владелец авторских прав не желает, чтобы его произведения были доступны через наш сайт, ему достаточно сообщить нам об этом.